Утвержден  решением Совета
Малокарачаевского муниципального района
От 15.10.2009  №39


РЕГЛАМЕНТ СОВЕТА МАЛОКАРАЧАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА




1. Общие положения



            1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА

            1. Совет Малокарачаевского муниципального района (далее по тексту Совет) является выборным представительным органом местного самоуправления муниципального района и осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, Конституции и законодательства Карачаево-Черкесской Республики, Устава муниципального района и настоящего Регламента.
            2. Деятельность Совета строится на основе принципов общего блага, законности, справедливости, целесообразности и открытости.
            3. Решения Совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения органами и должностными лицами местного самоуправления, а также организациями и гражданами, находящимися на территории муниципального района.
            4. Совет обладает правами юридического лица, имеет смету, расчетные и иные счета в соответствии с законодательством, бланки, печати и штампы установленного образца.

            2. РЕГЛАМЕНТ СОВЕТА

Настоящий Регламент определяет процедуру подготовки, внесения и рассмотрения вопросов на заседаниях Совета, порядок образования и избрания его органов, заслуши-вания отчетов об их работе, процедуру голосования и другие вопросы организации деятельности Совета и его рабочих органов.

            3. ПОЛНОМОЧИЯ СОВЕТА

            1. В исключительной компетенции Совета находятся:
- принятие  Устава  муниципального  района   и внесение в него изменений и   дополнений;
- утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- принятие планов и программ развития муниципального района утверждение отчетов об их исполнении;
- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
- определения порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
- определения порядка  участия Совета в организациях межмуниципального сотрудничества;
- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
- контроль над исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

            2. Совет осуществляет также следующие полномочия по решению вопросов местного значения:
- принимает решение о назначении местного референдума, назначает дату выборов в органы местного  самоуправления;
- утверждает   порядок   реализации   правотворческой инициативы граждан;
- устанавливает границы территорий, на которых осуществляется   территориальное   общественное   самоуправление;
- утверждает порядок регистрации уставов территориального общественного самоуправления;
- утверждает порядок организации и осуществления   территориального   общественного  самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета;
- утверждает порядок организации  и проведения публичных слушаний;
- утверждает порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан;
- утверждает порядок  назначения  и  проведения конференции граждан (собрания делегатов);
- утверждает порядок назначения и проведения опроса граждан;
- принимает решение о самороспуске;
- утверждает структуру администрации района;
- формирует    муниципальную    избирательную комиссию, принимает Положение о муниципальной избирательной комиссии муниципального района;
- принимает  решение  об  учреждении  органов местного самоуправления с правами юридического лица;
- принимает решения по вопросам организации деятельности Совета;
- утверждает порядок внесения  проектов муниципальных правовых актов, перечень и формы прилагаемых к ним документов;
- утверждает порядок ведения реестра расходных обязательств;
- принимает решение о  создании некоммерческих организаций;
- обладает правом законодательной инициативы в Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики;
- определяет порядок формирования, размещения,  исполнения  и контроля над исполнением муниципального заказа;
- Совет обладает иными полномочиями, определенными федеральным законодательством, законодательством Карачаево-Черкесской Республики.


2. Структурная организация Совета


 
            4. СТРУКТУРА СОВЕТА

            1. Совет состоит из 20 депутатов избранных в соответствии с действующими федеральными законами, законами Карачаево-Черкесской Республики и Уставом муниципального района.
            2. Рабочими органами Совета являются Глава муниципального района - Председатель Совета, заместитель Председателя Совета, комиссии Совета, рабочие группы.

            5. ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА - ПРЕДСЕДАТЕЛЬ СОВЕТА.

            1. Глава муниципального района - Председатель Совета избирается из числа депутатов на срок полномочий Совета на первом заседании  после избрания нового состава депутатов или досрочного  прекращения полномочий Главы муниципального района.
            2. Глава муниципального района - Председатель Совета избирается на альтернативной  основе, тайным голосованием большинством в 2/3 голосов от общего числа депутатов Совета. Кандидатуры   на должность Главы муниципального района вносятся   в бюллетень для  тайного голосования по предложению депутатов Совета, в случае если после выдвижения кандидат не  возьмет самоотвод. Все предложения  и самоотводы фиксируются в протоколе заседания. Если ни один из выдвинутых кандидатов не набрал в первом туре голосования абсолютного большинства голосов в 2/3 от общего числа депутатов, то проводится второй тур голосования, при котором в бюллетень тайного голосования вносятся фамилии двух кандидатов, набравших, соответственно, наибольшее число голосов депутатов. Избранным во втором туре считается кандидат, получивший относительное большинство голосов депутатов. Результаты голосования оформляются  решением Совета.
            3. Глава муниципального района - Председатель Совета
            4. Глава муниципального района является высшим должностным лицом муниципального района и наделяется настоящим Уставом, собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
            5. Глава муниципального района избирается Советом муниципального района из своего состава на срок полномочий Совета муниципального района и исполняет полномочия его Председателя.
            6. Глава муниципального района исполняет свои обязанности на постоянной основе.
            7. Полномочия Главы муниципального района начинаются с момента вступления его в должность и прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного главы.
            8. Глава муниципального района не может быть депутатом Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, а также должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы. Глава муниципального района не вправе заниматься предпринимательской, а также другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Указное лицо не вправе состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией, не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Глава муниципального района не может одновременно исполнять  полномочия депутата представительного органа, за исключением случаев установленных Федеральным законом.
            9. Гарантии прав Главы муниципального района при привлечении его к от-ветственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении него иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а так же при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении Главы муниципального района, занимаемого им жилого и служебного помещения, его багажа, личных или служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, принадлежащих ему документов устанавливаются федеральными законами.
            10. Глава муниципального района обладает следующими полномочиями:
- представляет муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального района;
- подписывает и обнародует в порядке установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом муниципального района;
- издает в пределах своих полномочий правовые акты;
- вправе требовать созыва внеочередного заседания Совета муниципального района;
- организует деятельность Совета муниципального района;
- осуществляет руководство подготовкой заседаний Совета муниципального  района и вопросов, вносимых на рассмотрение Совета муниципального района;
- созывает заседания Совета муниципального района, доводит до сведения       депутатов Совета муниципального района время и место их проведения, а также   проект повестки дня;
- ведет заседания Совета муниципального района;
- оказывает содействие депутатам Совета муниципального района в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;
- принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в      работе Совета муниципального района;
- подписывает протоколы заседаний и другие документы Совета муниципального района;
- организует в Совете муниципального района прием граждан, рассмотрение   их обращений, заявлений и жалоб;
- координирует деятельность постоянных комиссий, депутатских групп;
- открывает и закрывает расчетные счета Совета муниципального района в банках;
- является распорядителем бюджетных средств по расходам, предусмотренным отдельной строкой в бюджете муниципального района на подготовку и проведение заседаний Совета муниципального района, и по другим расходам, связанным с деятельностью Совета муниципального района и депутатских комиссий;
- вносит в Совет муниципального района предложения об изменениях и дополнениях в Устав муниципального района;
- заключает контракт с Главой администрации муниципального района;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Карачаево-Черкесской Республики, настоящим Уставом, регламентом Совета муниципального района.
            11.  Полномочия Главы муниципального района прекращаются досрочно в случае:
- смерти;
- отставки по собственному желанию;
- отрешения от должности правовым актом Президента Карачаево-Черкесской   Республики согласно федерального законодательства;
- признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
- вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
- выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
- прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства  иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
- приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
- отзыва избирателями, избравшими его депутатом Совета муниципального района;
- установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию    здоровья осуществлять полномочия Главы муниципального района;
- досрочного прекращения полномочий Совета муниципального района;
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.
- В случае отсутствия Главы муниципального района, невозможности выполнения им своих обязанностей, а также досрочного прекращения им своих полномочий, его обязанности временно осуществляет заместитель председателя Совета муниципального района.
- Глава муниципального района подконтролен и подотчетен населению и Совету  муниципального района».

            6. ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА

            1. Заместитель Председателя Совета муниципального района избирается и освобождается от должности депутатами открытым голосованием большинством в 2/3 от установленного числа депутатов Совета муниципального района.            
            2. Заместитель  Председателя  вступает  в  должность  после его избрания.
            3. Заместитель Председателя выполняет по поручению Главы муниципального района-Председателя Совета отдельные его функции и замещает Главу муниципального района-Председателя Совета в случае его временного отсутствия или невозможности  осуществления   им  своих  полномочий либо выполняет его функции в случае досрочного прекращения   полномочий  Главы муниципального района - Председателя Совета до   вступления   в должность нового Главы муниципального района.- Председателя Совета.
            4. Заместитель Председателя Совета подотчетен и подконтролен Главе муниципального района - Председателю Совета и Совету в своей работе.
            5. Заместитель Председателя Совета работает на постоянной основе.

            7. КОМИССИИ СОВЕТА

            1. Совет из числа депутатов избирает комиссии для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, рассматриваемых на заседании Совета.
            2. Перечень и поименный состав комиссий утверждаются  по  предложению  Главы муниципального района - Председателя Совета  на заседании Совета после соответствующей процедуры обсуждения.
            3. Совет    муниципального  района    имеет следующие постоянные комиссии:
- по законодательству, законности, местному самоуправлению.
- по экономической политике, бюджету, финансам и налогам.
- по социальной политике, охране здоровья, науке, образованию, культуре, спорту,  делам молодежи, общественным и религиозным организациям.
- по промышленности, транспорту, строительству, связи, энергетике и ЖКХ.
- по аграрным вопросам, земельным отношениям, экологии и охране окружающей среды. 
            4. При обсуждении вопроса о создании комиссии сначала рассматривается вопрос  о целесообразности ее создания   с   указанием   предполагаемой   численности комиссии, который решается большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
После принятия решения о создании комиссии Глава муниципального района - Председатель Совета оглашает список депутатов, предлагаемых в качестве кандидатов в члены созданной комиссии. Глава муниципального района - Председатель Совета включает депутатов в список кандидатов в члены комиссии только после получения их письменного согласия.
На заседании Совета не может быть предложен в члены комиссии депутат, который отсутствует на заседании или не дал письменного согласия на включение его в комиссию. Выдвинутые кандидаты могут взять самоотвод.
После предварительного обсуждения кандидатур в члены созданной комиссии Совет принимает решение о том, каким, образом  проводить голосование: списком (только в том случае, когда число предложенных кандидатур, за исключением самоотводов, не превышает общей численности созданной комиссии) или по каждой кандидатуре в отдельности (дополнительно решается вопрос о форме голосования). Решение принимается большинством голосов от общего числа депутатов.
            5. Депутат может добровольно выйти из состава комиссии, подав заявление на имя Главы муниципального района-Председателя Совета.
            6. Комиссия на своем первом заседании избирает из своего состава председателя.
            7. Председатель комиссии утверждается Советом. Если кандидатура председателя комиссии будет отклонена на заседании Совета большинством голосов от числа избранных депутатов, то до избрания нового председателя его обязанности на заседаниях комиссии исполняет по поручению Главы муниципального района один из членов комиссии.
            8. Комиссия по поручению Совета или его Председателя либо по собственной инициативе осуществляет:
- организацию работы в Совете по своим направлениям деятельности;
- предварительное обсуждение проектов, документов, внесенных на рассмотрение Советом, подготовку заключений по ним, рассмотрение и внесение поправок к проектам документов, принятым за основу;
- инициативную разработку проектов документов и предложений,  внесение  подготовленных документов  на рассмотрение Совета;
- взаимодействие с Главой муниципального района - Председателем Совета, заместителем Председателя Совета, иными органами и должностными   лицами   муниципального   образования   при подготовке решений Совета, относящихся к ведению комиссии;
- направление   своих   представителей   в   качестве докладчиков,  содокладчиков,   экспертов   на  заседания Совета, внесение согласованных комиссией поправок, распространение подготовленных заключений и других материалов;
- подготовку предложений и осуществление по поручению  Совета  контрольных  функций  за  деятельностью Советов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе по выполнению ими принятых Советом решений;
- обсуждение кандидатур должностных лиц, представляемых Совету для назначения или согласования;
- сбор и анализ информации по местным проблемам, находящимся в ведении комиссии;
- планирование деятельности комиссии;
- документирование   деятельности   комиссии,   предоставление
- материалов о работе комиссии депутатам Совета.
            9. Комиссия вправе принять для предварительного изучения или рассмотрения другие отнесенные к ее компетенции вопросы с целью подготовки по ним предложений.
            10. Комиссии Совета избираются на срок полномочий Совета и подотчетны ему.
            11. Деятельность комиссий осуществляется в соответствии с утверждаемым Советом Положением о постоянных комиссиях Совета и обеспечивается аппаратом Со-вета.
         
            8. РАБОЧИЕ ГРУППЫ

            1. Для рассмотрения отдельных вопросов, относящихся к компетенции Совета, Совета может создавать рабочие группы. Предложение об образовании и составе рабочей группы вносится Главой муниципального района, депутатами Совета и утверждается в том же порядке, что и образование комиссии. В решении Совета о создании рабочей группы должно содержаться следующее:
- цель, с которой создана группа;
- численность и состав группы, ее руководитель;
- предметы ведения группы;
- срок полномочий группы;
- время предоставления отчета с необходимым письменным обоснованием  сделанных выводов, предложениями или заключением.
            2. Рабочая   группа  осуществляет  свою  деятельность по предметам ведения в соответствии с целями, установленными при ее образовании. Рабочие группы Совета формируются из числа депутатов в составе руководителя и членов группы открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов. В случае необходимости рабочая группа привлекает к работе специалистов и экспертов.

            9. ПОРЯДОК РАБОТЫ КОМИССИЙ И РАБОЧИХ ГРУПП

            1. Специалисты и эксперты могут привлекаться к работе в комиссии, рабочей группе на условиях оплаты за счет средств бюджета муниципального образования в соответствии со сметой, утвержденной Советом. В том же порядке может оплачиваться подготовка необходимых сведений, материалов и документов по требованию комиссии, рабочей группы.
            2. Заседание   комиссии,   рабочей   группы   правомочно, если в его работе принимает участие не менее половины  от общего  числа  членов  соответствующей комиссии, рабочей группы.
            3. При невозможности принять участие в заседании член комиссии, рабочей группы сообщает об этом председателю соответствующей комиссии, руководителю рабочей группы.
            4. Заседания комиссии, рабочей группы, как правило, открытые.
            5. Закрытые заседания комиссии, рабочей группы проводятся   по   мотивированному   решению   соответствующей  комиссии,  рабочей  группы,  принятому  двумя третями голосов от общего числа членов комиссии, рабочей группы.
            6. Заседание комиссии, рабочей группы проводит председатель или его заместитель, а при их отсутствии - один из членов по поручению председателя комиссии, руководителя рабочей группы. Порядок   рассмотрения   вопросов   на   заседании определяется председательствующим.
            7. По рассматриваемым вопросам комиссия, рабочая группа принимают решения, предложения и заключения большинством голосов членов комиссии, рабочей группы, присутствующих на заседании.
            8. Все члены комиссии, рабочей группы при рассмотрении   вопросов   и   принятии  решений  пользуются равными правами.
            9. На заседании комиссии, рабочей группы ведется протокол, который подписывается председательствующим.
            10. При рассмотрении вопроса в нескольких комиссиях Глава муниципального района - Председатель Совета определяет головную комиссию для координации их работы, обобщения ее итогов и подготовки обобщенных предложений и заключений. Решения головной комиссии, связанные с координацией работы и обобщением ее итогов, обязательны для других комиссий.
            11. По   вопросам,   относящимся   к   ведению   нескольких комиссий, могут проводиться совместные заседания.   Решение  о   проведении   совместного  заседания принимается  Главой муниципального района - Председателем Совета  по  предложению одного из председателей комиссии, к ведению которой относится вынесенный, на обсуждение вопрос. Повестка дня совместного заседания и председательствующий на нем определяются Главой муниципального района - Председателем Совета. Порядок проведения совместных заседаний определяется этими комиссиями самостоятельно.
            12. Председатель комиссии, руководитель рабочей группы:
- организует работу комиссии, рабочей группы;
- созывает заседания и председательствует на них; обеспечивает членов комиссии,  рабочей группы материалами и документами по вопросам, связанным с их деятельностью;
- дает поручения членам комиссии в пределах своих полномочий по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;
- приглашает для участия в заседании представителей населения,  должностных лиц местного самоуправления, руководителей муниципальных предприятий, учреждений и организации, специалистов и экспертов;
- организует контроль над исполнением решений Совета по вопросам, входящим в компетенцию комиссии.


3. Организационные формы работы Совета.


          
            10. ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА
           
            1.    Основной формой работы Совета является его заседание, которое проводится не реже одного раза в три месяца.
            2.  Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует не менее половины от общего числа депутатов Совета. Если на заседании присутствует менее половины от общего числа депутатов Совета, то заседание переносится на другое время, а отсутствующим депутатам в письменном виде (либо телефонограммой) сообщается о месте и времени проведения заседания, которые определяются Главой муниципального района - Председателем Совета с учетом времени для доставки указанного сообщения.
            3. Заседания Совета носят открытый характер. В случаях, предусмотренных законодательством, Совет вправе принять решение о проведении закрытого заседания. Заявление о проведении закрытого заседания может быть представлено депутатом, комиссией, Главой муниципального района - Председателем Совета в письменной форме с обязательным указанием вопроса повестки дня и причин, по которым целесообразно рассматривать указанный вопрос в закрытом заседании. Все полученные заявления о проведении закрытого заседания оглашаются Главой муниципального района - Председателем Совета и ставятся на голосование: в первую очередь - если вопрос, по которому сделано заявление о рассмотрении его в закрытом заседании, относится к повестке дня заседания, на котором это заявление было сделано; в порядке очередности, установленном настоящим Регламентом, если заявление касается вопроса, который подлежит рассмотрению на следующих заседаниях Совета. Решение о проведении закрытого заседания принимается абсолютным большинством голосов от общего числа депутатов. Закрытая форма заседаний Совета, не отменяет других принципов его работы. Информация о закрытом заседании Совета может быть опубликована без ограничений и в том же порядке, что и информация об открытом заседании.
            4. Совет созывается на свое первое заседание Главой муниципального района - Председателем Совета не позднее чем через три недели после официального опубликования итогов выборов не менее чем двух третей депутатов Совета нового созыва. Если Совет не созван на свое первое заседание в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта, депутаты собираются на заседание в здании, в котором осуществляет работу Совет, через четыре недели после официального опубликования итогов выборов. До избрания Главы муниципального района-Председателя Совета первое заседание ведет старейший по возрасту депутат.
            5  Очередные заседания Совета созываются Главой муниципального района - Председателем Совета по мере необходимости, но не реже 1-го раза в три месяца. Время, место, повестка дня очередного заседания определяются и оглашаются Главой муниципального района - Председателем Совета в порядке, предусмотренном настоящим Регламентом.
            6. Совет может быть созван на внеочередное заседание:
- внеочередные заседания Совета созываются по требованию Главы администрации,  Главы муниципального района-Председателя Совета, или не менее одной трети от установленного числа депутатов Совета. В письменном требовании о созыве Совета на внеочередное заседание указываются причины созыва и вопросы, вносимые на рассмотрение Совета. Требование о созыве подписывается, соответст-венно, Главой администрации муниципального  района или депутатами, требующими созыва внеочередного заседания.
- внеочередное заседание (место и дата его проведения, повестка дня) назначается Главой муниципального района в срок не позднее 5 дней после вручения ему письменного уведомления с требованием о созыве внеочередного заседания.
- внеочередное заседание Совета проводится исключительно в соответствии с той повесткой дня, которая была указана в требовании о его созыве.

           11. ПОРЯДОК ПОСЕЩЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ ЛИЦАМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ ДЕПУТАТАМИ СОВЕТА:
         
            1. Глава администрации  муниципального района,   а   также иные должностные лица, уполномоченные законодательством или Уставом муниципального образования, вправе присутствовать на открытых и закрытых заседаниях Совета и его органов, без специального разрешения.
            2. На открытых заседаниях Совета могут присутствовать жители муниципального образования и представители средств массовой информации.
            3. Работники администрации муниципального образования при рассмотрении Советом вопросов, относящихся к их ведению, вправе присутствовать на открытых заседаниях  без предварительного согласования своего участия с Главой муниципального района - Председателем Совета.
            4. Совет вправе потребовать присутствия на заседании должностных лиц местного самоуправления, если это предложение будет принято абсолютным большинством от общего числа депутатов. Требование о присутствии своевременно (не позднее, чем за три дня до заседания) доводится Главой муниципального района - Председателем Совета до сведения, вызванного должностного лица с указанием времени, места проведения заседания, а также вопроса, по которому указанное должностное лицо вызывается на заседание Совета. Неявка должностного лица местного самоуправления в установленное время на заседание Совета по требованию последнего без уважительной причины влечет за собой ответственность, установленную действующим законодательством.
            5. Глава муниципального района - Председатель Совета перед открытием заседания сообщает о присутствующих на заседании лицах, не являющихся депутатами Совета.
            6. Для лиц, приглашенных на заседание Совета, отводятся отдельные места в зале заседания.
            7. Приглашенные и присутствующие на заседании  лица не имеют права вмешиваться в работу Совета (выступать, делать заявления, выражать одобрение или недовольство).
            8. По решению Совета приглашенным может быть предоставлено слово для выступления в рамках настоящего Регламента. Слово для выступления предоставляется без специального решения Совета должностным лицам местного самоуправления, явившимся на заседание Совета по тре-бованию последнего.
            9. Лицо, не являющееся депутатом Совета, в случае нарушения им порядка может быть удалено из зала заседания по решению Главы муниципального района-Председателя Совета после однократного предупреждения.
            10. Население извещается о работе Совета, о времени и месте его предстоящих заседаний и о принятых им решениях через средства массовой информации.

            12. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАСЕДАНИЯ

            1. В порядке подготовки заседания Совета Глава муниципального района-Председателя Совета проводит работу по формированию повестки дня в соответствии с настоящим Регламентом.
            2. Не позднее, чем за 3 дня до заседания Глава муниципального района -Председатель Совета извещает депутатов о месте и времени проведения заседания, вопросах повестки дня, вынесенных на рассмотрение заседания Совета.
            3. Глава муниципального района-Председателя Совета организует вручение де-путатам  Совета и Главе администрации  муниципального района всех предложений по вопросам, предложенным для внесения в повестку заседания, и сопутствующих материалов, включая заключения комиссий и проекты решений, не позднее, чем за 3 дня до начала заседания Совета.

            13. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕСТКИ ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТОМ
          
            1. Повестка дня заседания Совета формируется из:
- проектов решений Совета;
- предложений по организации работы Совета;
- ответов на письменные запросы депутатов;
- обращений граждан, общественных объединений по вопросам ведения Совета;
- предложений и заключений комиссии и рабочих групп по вопросам, отнесенным к их ведению;
- сообщений информационного характера.
            2. Проекты  решений  Совета  в  повестку  вносят: Глава муниципального района - Председатель Совета, Глава администрации муниципального района, депутаты, депутатские комиссии и рабочие группы. Проекты решений Совета о создании муниципальных предприятий и учреждений и участии муниципального образования в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, а также проекты решении по вопросам приватизации муниципального имущества, определения целей, условий и порядка деятельности муниципальных предприятий и учреждений; утверждения их уставов; согласования на-значения на должность и освобождения от должности их руководителей; установления тарифов на работы и услуги муниципальных предприятий и учреждений; владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом; порядка и условий приватизации муниципального имущества вносятся Главой администрации муниципального района. Проекты решений Совета, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета могут быть внесены на рассмотрение Совета только по инициативе главы администрации муниципального района или при наличии его заключения.
            3. Проекты направляются Главе муниципального района - Председателю Совета в письменном виде не позднее, чем за две недели до заседания Совета.
            4. Глава муниципального района - Председатель Совета организует регистрацию поступающих проектов и в течение суток направляет их в депутатскую  комиссию,  к  ведению  которой  относится предлагаемый   к  рассмотрению   вопрос.   Перечень,   на-правленных на рассмотрение комиссий проектов Глава муниципального района доводит до сведения всех депутатов. Комиссия не позднее чем в 2-недельный срок представляет Главе муниципального района - Председателю Совета свое заключение о целесообразности включения вопроса в повестку очередного или последующего заседаний и свои предложения по проекту решения Совета. В случае поступления в комиссию нескольких проектов решений по одному вопросу, комиссия выносит заключение по всем проектам и все их представляет Главе муниципального района - Председателю Совета. Проект решения Совета должен иметь заключение соответствующей депутатской комиссии. При необходимости проекты могут быть направлены Главой муниципального района - Председателем Совета или по решению депутатской комиссии, к ведению которой относится предлагаемый проект, на экспертизу. О передаче проекта на экспертизу сообщается лицу, предъявившему проект (предложение), с указанием причин, по которым проект отправлен на экспертизу.
            5. Предложения  по  организации  работы  Совета (вопросы организации комиссий и рабочих групп, принятие добровольной  отставки  Главой муниципального района - Председателем Совета и т.п.) выносятся на рассмотрение Совета в соответствии с процедурой, установленной настоящим Регламентом.
            6. Проекты правовых нормативных актов выносятся на заседание Совета после их предварительного рассмотрения комиссией, рабочей группой или при наличии их заключения в порядке, установленном настоящим Регламентом, положениями о комиссиях и решениями о создании рабочих групп.
            7. Ответы на письменные запросы включаются в повестку дня ближайшего заседания Совета по мере их поступления в распоряжение  Главы муниципального района-Председателя Совета.
            8. Предложения и заключения комиссий и рабочих групп по вопросам, отнесенным к их ведению, а также предложения  комиссий,  рабочих  групп  по результатам    рассмотрения ими в порядке контроля хода выполнения принятых ранее решений Совета вносятся Главой муниципального района - Председателем Совета в повестку дня по мере их поступления, но не позднее 3-х дней до заседания. При установлении очередности рассмотрения вопросов повестки дня преимущество отдается проектам правовых нормативных актов и предложениям по совершенствованию правового регулирования на территории муниципального образования.
            9. Повестка дня, сформированная в соответствии с положениями настоящей статьи, выносится Главой муниципального района - Председателем Совета для утверждения на заседании Совета.

            14. УТВЕРЖДЕНИЕ ПОВЕСТКИ ДНЯ

            1. В начале каждого заседания Совета после объявления председательствующим о наличии кворума обсуждается и утверждается повестка дня.
            2. Предложения  и замечания  по предложенному проекту повестки дня излагаются депутатами или председательствующим в выступлениях.
            3. Глава муниципального района - Председатель Совета, комиссия или группа депутатов (численностью не менее  1/3 от числа депутатов, присутствующих на заседании) до проведения голосования по вопросу утверждения повестки дня могут вносить предложения по включению в повестку дня дополнительных вопросов. При этом депутатская группа (Глава муниципального района - Председатель Совета) обязана предоставить в распоряжение других депутатов, присутствующих на заседании, мате-риалы, необходимые для рассмотрения вопроса, предлагаемого к включению в повестку дня.
            4. Повестка заседания Совета утверждается Советом на заседании по представлению председательствующего большинством голосов от числа депутатов, при-сутствующих на заседании.
            5. Вопрос о включении в повестку дня поступивших предложений и утверждение повестки в целом решаются путем открытого голосования по каждому предложению  отдельно большинством голосов  от числа присутствующих на заседании депутатов Совета.
            6. Совет обязан рассмотреть на заседании все вопросы утвержденной повестки (по решению Совета депутаты имеют право объединить и рассмотреть вместе различные вопросы повестки дня) либо принять решение о переносе нерассмотренных вопросов на следующее заседание  или  исключении этих  вопросов  из  повестки. Перенесенные  вопросы  имеют  приоритет  в  повестке следующего заседания по очередности их рассмотрения.
            7. По решению Совета  из повестки дня не могут быть окончательно исключены вопросы по проектам правовых актов, внесенным в порядке право творческой ини-циативы населения, а также Советов и должностных лиц местного самоуправления. Указанные вопросы могут быть оставлены без рассмотрения на заседании Совета, в повестку дня которого они были включены, только с условием обязательного рассмотрения их на последующих заседаниях Совета. При этом в решении о переносе указанных вопросов указывается причина, по которой вопрос оставлен без рас-смотрения, а также дата заседания, в котором его предполагается рассмотреть. Повторное перенесение указанных в настоящем пункте вопросов повестки возможно только по причине: неявки представителей населения, Советов местного самоуправления и должностных лиц, по инициативе которых проект правового акта был представлен на рассмотрение Совета.
            8. Об утверждении повестки принимается решение.
            9. Изменения утвержденной  повестки дня  принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании.

            15. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ НА ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА
           
            1. Заседания Совета ведет Глава муниципального района - Председатель Совета, а в его отсутствие - его заместитель.    Если  Глава муниципального района- Председатель Совета или его заместитель отсутствуют на заседании Совета, Совет вправе назначить временно председательствующего на заседании депутата из своего состава. Назначение временно председательствующего на заседании депутата проводится путем тайного голосования большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
            2. Председательствующий на заседании Совета:
- объявляет об открытии и закрытии заседания;
- информирует депутатов о составе приглашенных на заседание;
- предоставляет слово для доклада, содоклада и выступлений.
- объявляет о начале и прекращении прений;
- руководит работой заседания, обеспечивает соблюдение настоящего Регламента  и утвержденного распорядка работы заседания;
- контролирует наличие кворума заседания;
- ставит на голосование проекты решений Совета, предложения депутатов по рассматриваемым на заседании вопросам, объявляет последовательность их поста-новки на голосование и результаты открытых  голосований;
- обеспечивает порядок в зале заседания;
- при необходимости проводит консультации с депутатами, депутатскими группами и комиссиями, организует  работу  временных согласительных  комиссий с целью преодоления разногласии;
- организует работу аппарата Совета на заседании;
- подписывает протоколы заседаний;
- председательствующий не вправе выступать по существу обсуждаемых вопросов более того времени, которое установлено настоящим Регламентом для других депутатов, прерывать и комментировать выступления депутатов, если они не противоречат требованиям настоящего Регламента.
            3. Ведение протокола, организационно - техническое обеспечение заседаний осуществляет аппарат Совета.

            16. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЯ

            1. Время для докладов устанавливается до 20 минут, содокладов -до 15 минут.  Выступления в  прениях:
- для обсуждения повестки дня - до 5 минут,
- для обсуждения докладов и содокладов - до 10 минут;
- для постатейного обсуждения проектов решения - до 5 минут;
- для внесения депутатского запроса - до 5 минут;
- по порядку ведения заседания - до 3 минут;
- по кандидатурам - до 5 минут;
- по процедуре голосования – до З минут;
- для   сообщений,   заявлений,   предложений,   вопросов и справок - до 3 минут;
- для ответа - до 3 минут;
- для повторных выступлении - до 3" минут.

С согласия большинства присутствующих депутатов председательствующий вправе продлить время для выступлений.

            2. Председательствующий   может   лишить   выступающего слова после однократного напоминания о превышении выступающим отведенного для выступления времени. Повторно слово по обсуждаемому вопросу депутату, лишенному слова при выступлении  по этому  вопросу, не предоставляется.
            3. Совет вправе принять решение об объявлении перерыва для проведения заседаний комиссий. Решение об этом принимается большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
            4. Слово по порядку ведения заседания, по мотивам голосования, для справки, ответа на вопрос и дачи разъяснения предоставляется председательствующим вне очереди.
            5. Каждый депутат имеет право на ответ. Слово для ответа предоставляется ему председательствующим в конце заседания, на котором запрашивается это право.

            17.   ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СЛОВА В ПРЕНИЯХ

            1. После доклада и содоклада депутатам  предоставляется возможность задать вопросы докладчикам. При необходимости Совет большинством голосов от числа присутствующих депутатов принимает решение о прекращении вопросов и переходе к прениям по докладу или  проекту решения.
            2. Председательствующий на заседании предоставляет слово для участия в прениях в порядке поступления заявлений. Для  выступления депутату предоставляется трибуна.   В   необходимых  случаях  с   согласия   Совета председательствующий может изменить очередность выступлений с объявлением мотивов такого решения. Депутат может выступить в прениях не более 2 раз по каждому обсуждаемому вопросу. Право на дополнительное выступление может быть предоставлено только отдельным решением Совета. Передача права на выступление другому лицу не допускается.
            3. При выступлении депутат обязан соблюдать Регламент, не уклоняться от существа рассматриваемого вопроса, не должен использовать в своей речи грубые и не-корректные выражения, призывать к незаконным и насильственным      действиям.       Председательствующий вправе сделать предупреждение о недопустимости таких высказываний   и   призывов;   после   второго   предупреждения выступающий лишается слова.

Лицам, лишенным слова, право для повторного выступления по обсуждаемому вопросу не предоставляется.

            18. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРЕНИЙ.

            1. Прекращение прений производится по решению Совета,   принимаемому   открытым   голосованием   большинством голосов от общего числа депутатов, присутст-вующих на заседании.
            2. При постановке вопроса о прекращении прений председательствующий информирует депутатов о числе заявивших,  о  выступлении  и выступивших депутатов, выясняет, кто настаивает на предоставлении слова.
            3. При решении вопроса о прекращении прений депутаты, представляющие комиссию либо группу депутатов в количестве не менее 3 человек, вправе настаивать на предоставлении   слова  одному  своему   представителю. Если такое требование поддержано большинством членов комиссии или не менее чем двумя третями состава соответствующей      группы      депутатов,       председа-тельствующий предоставляет слово для  выступления представителю этой комиссии или группы.
            4. После прекращения прений докладчик и содокладчик имеют право выступить с заключительным словом.
            5. Если депутаты  не имели возможности  выступить в связи с прекращением прений, то по просьбе депутатов тексты их выступлений включаются в стенограмму заседания.
            6. В случае, когда вопросы повестки дня заседания полностью не рассмотрены в связи с истечением отведенного по Регламенту времени, Совет принимает решение о дне продолжения заседания или о переносе не рассмотренных вопросов на следующее заседание, при этом перенесенные вопросы имеют приоритет при составлении проекта повестки следующего заседания по времени их рассмотрения.

            19.    ПРОЦЕДУРА ОТКРЫТОГО ГОЛОСОВАНИЯ

            1. При проведении открытого голосования подсчет голосов  на заседании  производится  председательствующим на заседании.
            2. Перед началом открытого голосования председательствующий уточняет количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет формулировки, напо-минает, каким количеством голосов может быть принято данное решение.
            3. При голосовании каждый депутат имеет один голос и подает его за предложение, против него либо воздерживается.
            4. После окончательного подсчета голосов председательствующий объявляет результаты голосования: общее число проголосовавших, число проголосовавших "за» и "против" предложения, принято предложение или отклонено.

            20. ПРОЦЕДУРА ТАЙНОГО ГОЛОСОВАНИЯ

            1. Для проведения тайного голосования и определения его результатов Совет избирает из числа депутатов открытым голосованием счетную комиссию. Решения счетной комиссии утверждаются Советом большинством голосов от числа присутствующих депутатов. Бюллетени для тайного голосования изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме и в определенном количестве; при этом бюллетени должны содержать необходимую для голосования информацию, а также обеспечивать обязательное исключение альтернативных вариантов.
            2. Время и место голосования, порядок его проведения  устанавливаются счетной комиссией и объявляются председателем счетной комиссии.
            3. Каждому депутату выдается один бюллетень по решаемому вопросу.
            4. Бюллетени для тайного голосования выдаются депутатам членами счетной комиссии в соответствии со списком депутатов по предъявлению ими депутат-ского удостоверения.
            5. Заполнение бюллетеней производится депутатами во время перерыва, специально объявленного в заседании Совета для проведения тайного голосования, пу-тем зачеркивания в бюллетене фамилии кандидата, против которого он голосует, а в бюллетене по проекту решения - варианта решения; в случае если голосование осуществляется по единственной кандидатуре - слова "за" либо "против" возле вариантов предлагаемых решений или кандидатуры.
            6. Недействительными считаются бюллетени не установленной формы, а при избрании должностных лиц - бюллетени, в которых оставлены две и более кандидатуры на одну должность, при голосовании по решению - бюллетени, где оставлены два и более вариантов ответа.
            7. Результаты тайного голосования отражаются в протоколе  счетной  комиссии,   который   подписывается всеми ее членами. По докладу счетной комиссии Совет принимает решение об утверждении результатов тайного голосования.

            21. ПРОЦЕДУРА ПОИМЕННОГО ГОЛОСОВАНИЯ

            1. Поименное  голосование  проводится  по  решению Совета, принятому большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов.
            2. Результаты   поименного   голосования   оглашаются    на заседании    и включаются в стенографический  отчет заседания.

            22. ПРОТОКОЛ И СТЕНОГРАММА ЗАСЕДАНИЙ

            3. Протокол заседания Совета составляется на основе стенограммы заседания, подписывается председательствующим на заседании Совета. Составление протоколов, стенограммы, их копирование, хранение возлагаются на аппарат Совета, который обеспечивает хранение протоколов и стенограмм в течение двух лет, после чего передает их в установленном порядке в архив.
            4. Рассмотрение проектов решений и их принятие

            23.   РЕШЕНИЕ СОВЕТА, ИХ ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ.

            1. Совет в пределах компетенции, установленной федеральными законами, законами КЧР, Уставом муниципального   района,   принимает  муниципальные правовые акты - решения Совета:
- по вопросам   местного       значения,     отнесенным    к   его   компетенции        действующим     законодательством       и     Уставам     муниципального     района.  
- по вопросам    формирования   рабочих  органов      Совета,    признания       полномочий  депутатов, одобрении проектов  решений, кадровым вопросам          Совета (выборы Главы  муниципального  района-Председателя Совета  и  его   заместителя,  утверждение председателей комиссий и рабочих групп, освобождение их от должности) и иным вопросам внутренней организации его деятельности.
- решения Совета по вопросам утверждения и изменения   повестки   заседания,   установления   рабочего распорядка заседаний, прекращения прений, продления времени для выступлений, изменения очередности  выступлений, проведения тайного и поименного голосования и другим вопросам работы  заседания (процедурным  вопросам) отражаются в протоколе заседания Совета и при необходимости оформляются выписками из протокола, подписываемыми Главой муниципального района-Председателя Совета.
            2. Решение   принимается   на   заседаниях   Совета большинством голосов от общего числа депутатов, присутствующих на заседании Совета, если иное не установ-лено законодательством, Уставом муниципального района, настоящим Регламентом.
            3. Решения  Совета вступают в силу с  момента подписания, а подлежащие опубликованию - с момента официального опубликования, если иное не установлено законодательством, Уставом муниципального образования или самим решением.
            4. Решение,    принятое   Советом     подписывается  Главой муниципального района - Председателем Совета.

            23. РАССМОТРЕНИЕ ПРОЕКТОВ РЕШЕНИЙ СОВЕТА

Рассмотрение проектов решений осуществляется в двух чтениях:
- первое чтение - обсуждение основных концептуальных положений проекта решения, решение вопроса о необходимости его принятия. Проект решения, принятый в первом чтении, может быть изменен или дополнен в процессе подготовки его ко второму чтению методом внесения письменных предложений, замечаний и поправок в срок, установленный Советом.
- второе чтение - обсуждение поступивших к проекту решения поправок, решение вопроса о его окончательном принятии.

            1. При первом чтении проекта решения слово для доклада предоставляется его автору или представителю группы авторов и для содоклада - председателю или члену депутатской комиссии, к ведению которой относится рассматриваемый вопрос. После прений по проекту Совет принимает одно из нижеследующих решений:
- принять проект в первом чтении;
- направить проект на доработку;
- отклонить проект.
В случае отклонения проекта он считается исключенным из повестки заседания Совета и может быть повторно вынесен на рассмотрение Совета только после его повторного включения в повестку.
            2. Второе чтение начинается с доклада председателя рабочей группы. Второе чтение, как правило, проводится по статьям, главам и разделам проекта. Постатейное обсуждение состоит из доклада автора (представителя автора) и содоклада, а также выступлений депутатов в прениях по тексту статей и поправок к ним.
При постатейном обсуждении каждая поправка обсуждается и голосуется отдельно. Если внесено несколько поправок к одной статье, то голосование проводится в порядке поступления либо сначала обсуждаются и голосуются те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других поправках.
При постатейном обсуждении проекта во втором чтении на голосование сначала ставятся предложения о внесении в статью или другие части проекта поправок, затем - о принятии решения в целом. До принятия решения в целом возможно возвращение отдельных статей, глав и разделов проекта на доработку автору или в соответствующую рабочую группу.
            3. По решению Совета два чтения проекта решения могут быть проведены в ходе одного заседания, при условии отсутствия существенных замечаний по проекту решения. Процедура принятия решения в двух чтениях на одном и том же заседании следующая: проект решения принимается в первом чтении, и при условии отсутствия существенных поправок ставится вопрос о возможности рассмотрения проекта решения во втором чтении.
   
            24. ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА И  ОТЧЕТА  О ЕГО ИСПОЛНЕНИИ.

Порядок рассмотрения и утверждения бюджета муниципального района, а также отчета о его исполнении устанавливается действующим бюджетным законодательством и принимаемым в соответствии с ним Положением  о бюджетном процессе в муниципальном образовании.


5. Организация депутатской деятельности в Совете


 
            25. ФОРМЫ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВЕТЕ

            1. Деятельность депутата в Совете осуществляется в следующих формах:
- участие в заседаниях Совета;
- участие в работе комиссий и рабочих групп;
- исполнение поручений Совета, его комиссий и рабочих групп.
            2. Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, допускаемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Карачаево-Черкесской Республики, Уставом муниципального района.

            26.ПРАВА ДЕПУТАТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВЕТЕ.

В связи с осуществлением своих полномочий депутат Совета имеет право:
- обращаться с письменными (устными) вопросами (запросами) к Главе муниципального района, иным находящимся на территории образования должностным лицам и Советам местного самоуправления, а также руководителям иных организаций, расположенных на территории муниципального района;
- избирать и быть избранным в комиссию, рабочую группу;
- высказывать мнение по персональному составу образуемых на заседаниях Совета комиссий,  рабочих групп, а также по кандидатурам должностных лиц
- местного самоуправления, назначаемым по согласованию.
- вносить предложения по повестке дня, порядку обсуждения и по существу рассматриваемых Советом  вопросов;
- вносить проекты решений Совета, изменения, дополнения и поправки к ним, об  изменении,  дополнении, поправках  или отмене ранее принятых Советом решений, а также о необходимости проведения контроля за исполнением решений Совета;
- участвовать в прениях, обращаться с письменными и устными запросами, задавать вопросы и получать на них ответы, выступать с обоснованием своих пред-ложений и по мотивам голосования, давать справки;
- оглашать имеющие местное значение обращения населения  муниципального образования, общественных объединений;
- знакомиться со стенограммой или протокольной записью своего выступления, передавать текст выступления, с которым не выступил в связи с прекращением прений, для включения в стенограмму или протокол заседания Совета.

            27.    УЧАСТИЕ ДЕПУТАТА В ЗАСЕДАНИЯХ СОВЕТА И ЕГО РАБОЧИХ ОРГАНОВ

            1. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом, комиссиями и рабочими группами, членом которых он является.
            2. Депутат реализует на заседаниях Совета и его рабочих органов предоставленные ему права в соответствии с настоящим Регламентом.
            3. Депутат обязан присутствовать на всех заседаниях Совета и его рабочих органов, членом которых он является. При невозможности присутствовать на заседаниях Совета, комиссии либо рабочей группы депутат заблаговременно информирует об этом соответственно председательствующего либо председателя комиссии, руководителя рабочей группы.
            4. Депутат имеет  право  присутствовать с  правом  совещательного голоса на заседании комиссии, рабочей группы, членом которых он не является.
            5. Депутат, не выступивший на заседании Совета в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому вопросу.
            6. Предложения и замечания, внесенные депутатом на заседании Совета, рассматриваются  и учитываются соответствующей постоянной комиссией при доработке проекта решения Совета.

            28.    ОСОБОЕ МНЕНИЕ ДЕПУТАТА

Депутат, не согласный с принятым в соответствии с настоящим Регламентом решением Совета и заявивший об этом в ходе заседания Совета, может изложить свое особое мнение и в письменной форме представить председательствующему для включения в протокол заседания.

            29.АППАРАТ СОВЕТА

            1. Аппарат Совета осуществляет организационное, правовое,   информационно-аналитическое,   материально-финансовое и кадровое обеспечение деятельности Совета.
            2. Основными задачами Аппарата являются создание необходимых условий для эффективной работы Совета, его структурных подразделений, оказание практической помощи депутатам в осуществлении их полномочий.
            3. В своей деятельности Аппарат руководствуется Конституцией   Российской   Федерации,   федеральными законами,  Уставом   муниципального  образования,   на-стоящим    Регламентом    Совета,    постановлениями    и иными решениями Совета.
            4. Аппарат  Совета   непосредственно   подчиняется Главе муниципального района - Председателю Совета. Работники Аппарата Совета назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Главы муниципального района Председателя Совета.
            5.  В состав Аппарата входят:
- руководитель аппарата Совета- 1 ед.
- главный специалист, юрист – 1 ед. 
- главный бухгалтер – 1ед.
- водитель, 1 класса – 1 ед.
            6. Сотрудники   Аппарата,   замещающие   муниципальные должности муниципальной службы, являются муниципальными   служащими.   В   целях   технического обеспечения деятельности Совета в штатное расписание Аппарата могут включаться должности, не относящиеся к муниципальным должностям муниципальной службы.


6. Осуществление Советом контрольных функций



            30.    ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ

            1. Совет, в соответствии с Уставом муниципального  района,  осуществляет  контроль  за деятельностью всех Советов и должностных лиц местного самоуправления, исполнением принимаемых Советом решений, исполнением бюджета, распоряжением муниципальной собственностью, реализацией планов и программ развития муниципального района.
            2. Контрольная деятельность Совета осуществляется Советом непосредственно, а также через комиссии Совета.
            3. Контрольная деятельность осуществляется путем рассмотрения на заседаниях Совета либо его комиссий вопросов, относящихся к сфере ведения Совета, а также посредством депутатских запросов и вопросов.
          
            31. ПРАВА СОВЕТА И ЕГО КОМИССИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
         
При осуществлении   контрольных   полномочий Совет и его комиссии имеют право:
- запрашивать у Главы администрации муниципального района, руководителей структурных, подразделений администрации   муниципального   района,   муници-пальных предприятий, учреждений, организаций соответствующие документы, справочные материалы,  необходимые, для осуществления контроля;
- вносить   на  заседания   Совета   и  его   комиссий предложения по результатам осуществления контроля;
- информировать Главу администрации и иных должностных лиц муниципального района о выявленных нарушениях;
- вносить Главе администрации и иным должностным лицам муниципального района рекомендации по совершенствованию работы;
- требовать у проверяемых структурных подразделений   администрации    муниципального   района, муниципальных предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений.

            32. ЗАПРОС

            1. Депутат, группа депутатов Совета вправе обращаться с запросом к Главе и иным должностным лицам муниципального района, а также к руководителям предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории муниципального образования, по вопросам, входящим в компетенцию Совета.
            2. Депутатский запрос вносится на заседание Совета в письменной форме, оглашается на заседании, и по  нему принимается решение.
            3. Ответ на депутатский запрос должен быть дан в  устной форме на заседании Совета или письменной форме  не позднее чем через 30 дней со дня его получения.
            4. Письменный   ответ   на   депутатский   запрос оглашается председательствующим на заседании Совета или доводится до сведения депутатов иным путем.

            33. ВОПРОС

            1. Депутат, группа депутатов вправе обращаться  на заседании Совета с вопросом к любому должностному лицу местного самоуправления.
            2. В повестке дня предусматривается время для обращения депутатов Совета с вопросами и ответов на них.
            3. Вопрос  в письменной форме заблаговременно передается депутатом, группой депутатов Главе муниципального района - Председателю Совета, что является основанием для приглашения на заседание  Совета соответствующего должностного лица.
            4.В случае если приглашенное должностное лицо не имеет возможности прибыть на заседание Совета, оно в обязательном порядке дает письменный ответ на пред-варительно заданный вопрос. В этом случае ответ доводится до сведения депутатов председательствующим на заседании Совета.

            34. ОТЧЕТ

            1. Глава администрации муниципального района, а также должностные лица, в назначении или согласовании назначения которых принимает участие Совет, не реже одного раза в год предоставляют Совету отчет о своей деятельности, который может быть совмещен с отчетом об исполнении бюджета или представлен самостоятельно.
            2. Комиссия или группа депутатов Совета в количестве не менее 3 человек может предложить Совету принять решение о заслушивании внеочередного отчета лиц указанных в предыдущем абзаце.
            3.По итогам очередного или внеочередного отчета Совет принимает решение.

            35.    КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕШЕНИЙ, ПРИНИМАЕМЫХ СОВЕТОМ

            1. Решения, принимаемые Советом, подлежат контролю.
            2. Срок отчетности по контролю и уполномоченный на осуществление контроля Совет или лицо определяется либо в самом подлежащем контролю решении, либо в ином решении Совета.
            3. После заслушивания сообщения о ходе выполнения решения Совет вправе:
- снять решение с контроля как выполненное;
- снять с контроля отдельные пункты решения как выполненные;
- продлить   контрольные   полномочия;   возложить контрольные полномочия на иное    лицо либо Совет; отменить решение;
- изменить решение или дополнить его;
-  принять дополнительное решение.

            36. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА

Порядок контроля за исполнением бюджета определяется принимаемым Советом, Положением о бюджетном процессе в муниципальном района.

            37. КОНТРОЛЬ ЗА РАСПОРЯЖЕНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ, РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПЛАНОВ И ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА.

Контроль за распоряжением муниципальной собственностью, реализацией планов и программ развития муниципального образования осуществляется в порядке, предусмотренном муниципальными правовыми актами по вопросам управления муниципальной собственностью, а также планами и программами развития му-ниципального района.

            38. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ РЕГЛАМЕНТА СОВЕТА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ

            1. Контроль за соблюдением Регламента Совета и определение меры ответственности за его нарушение возлагается на Главу муниципального района-Председателя Совета и постоянные комиссии Совета, которые представляют предложения по соблюдению и обеспечению Регламента.
            2. При нарушении депутатом Совета порядка на заседании Совета или заседании комиссии к нему применяются следующие меры воздействия:
- призыв к порядку,
- призыв к порядку с занесением в протокол,
- порицание.
            3. Призвать к порядку вправе только Глава муниципального района - Председатель Совета, либо председатель комиссии или рабочей группы.
Депутата призывают к порядку, если он:
- выступает без  разрешения Главы муниципального района - Председатель Совета либо председателя комиссии,
- допускает в речи оскорбительные выражения,
- перемещается по залу в момент подсчета голосов.
            4. Призывается к порядку с занесением в протокол депутат, который на том же заседании был однажды призван к порядку.
            5. Порицание  выносится  Советом большинством голосов от числа присутствующих на заседании депутатов по предложению Главы муниципального района-Председателя Совета и без дебатов.
Порицание выносится депутату, который:
- после призвания к порядку с занесением в протокол не выполняет требования Главы муниципального района-Председателя Совета;
- на заседании организовал беспорядок и шумные сцены, предпринял попытку парализовать свободу обсуждения и голосования;
- оскорбил Совет или его Главу-Председателя Совета.
            6. Депутат - освобождается от взыскания, если он немедленно принес публичные извинения.
            7. Отсутствие депутата на заседаниях Совета или комиссии  без  уважительных   причин   более  трех   раз подряд может повлечь применение к нему следующих мер воздействия:
- вынесение публичного порицания в адрес депутата;
- доведение через средства массовой информации до избирателей сведений об отсутствии депутата на заседаниях Совета или его комиссии.
Решение о привлечении депутата к ответственности принимается на заседании Совета по представлению Главы муниципального района-Председателя Совета или председателя комиссии.


7. Заключительные положения



            39. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НАСТОЯЩИЙ РЕГЛАМЕНТ

Изменения настоящего Регламента осуществляются по истечении не менее чем трех месяцев работы Совета очередного созыва большинством голосов от общего числа депутатов. Последующие изменения могут осуществляться числом голосов не менее половины от общего числа депутатов Совета в случае необходимости приведения настоящего Регламента в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Очередной созыв Совета вправе принять большинством голосов от общего числа депутатов новую редакцию Регламента.

Вступление настоящего Регламента в силу

Настоящий Регламент вступает в силу со дня заседания Совета, следующего после заседания, на котором был принят настоящий Регламент.